Фотография и кинематография
настолько вошли в нашу будничную жизнь, что сегодня мы едва
осознаем их истинное значение. Их можно без колебаний причислить
к величайшим изобретениям человечества, проникшим практически
во все сферы его деятельности. Фотография и кинематография
стали не только средством документации, развлечения и художественного
самовыражения, но и выполняют функцию важных средств познания
во многих отраслях науки и техники, поскольку фотографическое
изображение позволяет объективно регистрировать, по существу,
все оптические явления, включая многие из тех, которые находятся
за пределами чувствительности человеческого глаза.
«Фотография» в переводе
с греческого языка означает светопись (photos – свет, grapho
– пишу), область науки, техники и культуры, охватывающая
разработку методов и средств получения сохраняющихся во
времени изображений или оптических сигналов на светочувствительных
материалах (слоях) путем закрепления изменений, возникающих
в светочувствительном слое под действием излучения, испускаемого
или отражаемого объектом фотографирования [1].
В русском языке термин «фотография»
определяет три разных понятия: во-первых, собственно фотографический
процесс; во-вторых, снимок, полученный этим способом, и,
в-третьих, мастерскую (ателье), где производятся такие работы.
С другой стороны, этим термином, как правило, обозначают
только статический метод проекционной фотографии, тогда
как кинематография, в основе которой лежит тот же фотографический
процесс, часто и необоснованно противопоставляется статическому
методу как независимое техническое средство получения изображений
объектов в движении.
Помимо этого, фотографический
процесс не всегда имеет задачей воспроизведение копии, представляющей
собой подобие объекта, – в ряде областей применения получаемая
фотографическая картина имеет специфический вид, выражающий
характер взаимодействия потока лучистой энергии со средой
или с оптической системой, как, например, это наблюдается
в ядерной фотографии или спектрографии.
В настоящее время к обычному
классическому методу с использованием солей серебра прибавились
многочисленные бессеребряные процессы, которые во много
раз расширяют области применения фотографии.
Все это приводит к тому,
что современную фотографию следует рассматривать как совокупность
разнообразных процессов записи оптической информации.
Классическая серебряная
фотография, как статическая, так и кинематография, и развивающиеся
бессеребряные процессы, а также еще более обширные практические
применения – все это вместе составляет фотографическую науку,
которая постоянно опирается на основоположные науки – химию
и физику. Само зарождение фотографии происходило независимо
от этих наук, и только позднее они существенно помогали
и иногда даже направляли ее развитие.
Многие достижения в этой
области не только вносят известный вклад в мировую науку,
но и привели к созданию разнообразных вспомогательных средств,
которые широко используются в науке, технике и народном
хозяйстве.
Помимо этого, фотография,
особенно в виде художественной кинематографии, представляет
собой самостоятельное оригинальное искусство, значение которого
для человечества невозможно переоценить [2].